Телефоны:
+7 (8552) 44-52-87 +7 (900) 321-09-00
В Вашей корзине нет ни одного товара.

Сканеры для диагностики электронных систем управления типы, возможности, выбор

Сканер - это прибор для обмена диагностической информацией с электронным блоком (блоками) управления автомобилем (ЭБУ, ECU, контроллером) с целью диагностики электронных систем. Современные сканеры позволяют диагностировать не только систему управления двигателем, но и практически всю электронную начинку автомобиля - коробки передач с электронным управлением, системы ABS, подушки безопасности и пр.

Наиболее полно функции сканеров заключаются в следующем:

- Идентификация (Identification, Information) - считывание из ЭБУ идентификационных данных блока управления и/или автомобиля вцелом. Как правило, в ЭБУ есть информация о типе блока управления, номере версии программного и аппаратного обеспечения, VIN-номере автомобиля и пр.;

- Считывание из ЭБУ кодов неисправностей (Read DTC, Read Faults). В процессе работы электронный блок управления следит за параметрами работы автомобиля по данным датчиков. В случае, если ЭБУ считает данные с датчиков неверными (например, ЭБУ фиксирует обрыв линии датчика, короткое замыкание, отклонения данных с датчика от нормативов и т.п.), то в память ЭБУ записывается так называемый код неисправности (DTC - Diagnostic Trouble Code, ошибка), который содержит информацию о возникшей неполадке. Считывание кодов неисправностей - это основная функция любого сканера. Она позволяет, например, выявлять "блуждающие" неисправности, которые никак себя не проявляют на момент диагностики, однако были зафиксированы блоком управления (контроллером) ранее.

Однако, надо помнить, что, во-первых, требуется уточнение полученных сканером данных (например, если получена информация от блока управления об обрыве цепи какого-либо датчика, необходимо не идти в магазин за датчиком, а уточнить где находится обрыв), во-вторых, требуется перепроверять полученные данные (может ошибиться и подсистема самодиагностики блока управления, может ошибиться и сканер при считывании и расшифровке кода), в-третьих, подсистема самодиагностики может не зафиксировать некоторые реально существующие проблемы.

- Считывание снимка параметров (Freeze Frame) - некоторые системы самодиагностики на момент выявления неисправности не только фиксируют код неисправности, но и значения основных текущих параметров работы двигателя. С помощью сканера диагност имеет возможность получить эту информацию и сделать выводы в каких обстоятельствах (и из-за чего конкретно) возникла неисправность. Надо отметить, что далеко не во всех сканерах реализована возможность получения этой информации из ЭБУ. И еще одно замечание - если автомобиль и сканер поддерживают данную функцию - не торопитесь стирать коды неисправностей - вместе с ними пропадет и информация Freeze Frame (сначала считайте ее);

- Стирание кодов неисправностей из памяти ЭБУ (Erase DTC, Clear DTC, Clear Fault). Эту операцию проделывают тогда, когда причина, вызвавшая запись кода неисправности, устранена или хотят отсеять случайно возникшие коды неисправностей - например, в результате случайного попадания в какой-либо датчик грязи или воды (при этом "реальная" неисправность после очистки памяти ЭБУ появится снова или вообще не будет стерта);

- Считывание текущих параметров (Data Stream, Live Data, Measuring values) - в этом режиме диагност получает возможность считывать при помощи сканера получаемую электронным блоком управления информацию с датчиков с целью ее анализа. Пользуясь этой возможностью, диагност может продиагностировать неисправный автомобиль, даже если ЭБУ не смог распознать возникший сбой и не записал какие-либо коды неисправностей;

- Активация - управление исполнительными механизмами (Actuation test) - в этом режиме диагност получает возможность непосредственно со сканера через ЭБУ управлять теми механизмами, которыми управляет ЭБУ - различными клапанами, вентиляторами, форсунками, индикаторами и пр., убеждаясь в их механической или электрической исправности;

- Сброс сервисных индикаторов (Service reset - Time inspection, Distance inspection, Oil inspection), напоминающих о необходимости прохождения очередного технического обслуживания, замены масла;

- Адаптация (Adaptation) - сопряжение блоков управления между собой и/или блоков управления и периферии (датчиков) при замене компонентов на новые или после нарушения настроек (например, в результате снятия/установки при ремонте). Частным случаем адаптации является синхронизация между блоком управления двигателем и иммобилайзером;

- Кодирование (Coding) - изменение настроек блока управления (в частности - сведений о комплектации автомобиля). Например, на BMW через процедуру кодирования можно изменить настройки отображения информации на приборной панели (мили/километры и пр.), на VW-Audi "прописывается" комплектация блоков управления (например в блоке управления двигателем прописывается наличие автоматической коробки передач и пр., в блоке управления подушками безопасности - наличие передних, боковых и пр. подушек) и т.п.

- Программирование (Programmimg, Flashing) - изменение программы (прошивки) электронного блока управления;

- Справочные функции;

- Прочие функции.

Как не каждый блок управления поддерживает все перечисленные функции (в этом случае даже дилерский сканер не сможет из него эти функции "выжать"), так и не каждый сканер может предоставить диагносту все перечисленные функции, даже если они поддерживаются диагностируемым блоком управления. Также надо обратить внимание на то, какие электронные системы автомобиля может диагностировать сканер - ведь кроме двигателя есть еще ABS, AirBag, Traction Control, Cruise Control и пр. (например, на VW-Audi, Mercedes, BMW может устанавливаться не один десяток электронных систем с возможностью диагностики).

Ряд этих функций можно "заменить" использованием других приборов - например, вместо просмотра текущих параметров можно контролировать сигналы с датчиков осциллографом или мультиметром. Некоторые функции можно выполнить только сканером. Однако, так или иначе все приведенные функции выполняются при помощи сканера максимально быстро.

Сканер предназначен только для обмена данными с ЭБУ - следовательно, при помощи сканера невозможно получить больше "первичной" информации, чем содержится в ЭБУ автомобиля. Сканеры подключаются к автомобилю через диагностический разъем (DLC - Diagnostic Link Connector). Учитывая, что на разные марки и модели автомобилей устанавливаются разные типы ЭБУ, использующие разные протоколы обмена информацией, и разные типы диагностических разъемов (колодок), то конкретные модели сканеров предназначены для определенных марок и моделей автомобилей (точнее - для диагностики определенных электронных систем на определенных марках и моделях автомобилей, поддерживающих определенные протоколы обмена диагностической информацией).

На рынке представлен достаточно большой выбор этих приборов - поэтому рассмотрим основные критерии их выбора.

1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (ПОКРЫТИЕ) - заключаются в перечне поддерживаемых марок и моделей автомобилей, поддерживаемых электронных систем, а также функциями, применимыми к конкретным системам на конкретных автомобилях. Это основной критерий выбора. По функциональным возможностям (широте охвата (количеству марок) и функциям) сканеры делятся на дилерские, специализированные по марке и мультимарочные.

Дилерские сканеры могут работать только с одной или несколькими "родственными" марками автомобилей (например, VW-Audi), но выполняют с ними максимальный набор возможных функций. На "открытом рынке" приобрести дилерские приборы можно в новом виде, в виде аналогов (клонов) дилерских приборов и в виде б/у приборов неизвестного происхождения (большинство дилерских сканеров поставляется или даже "выдаются в аренду" только официальным дилерским сервисным центрам) - предлагаем ознакомиться с отдельной обзорной статьей по дилерским сканерам.

Специализированные по марке сканеры, также как и дилерские, работают только с одной или несколькими "родственными" марками автомобилей, однако не имеют "дилерского" статуса и обладают более скромными возможностями. Зачастую такие сканеры доступны по цене и для частного использования. Примерами таких сканеров являются Autoscanner Opel CAN, K+DCAN и пр.

Мультимарочные сканеры могут работать с большим количеством марок, но их функции по отношению к каждой марке уже, чем у дилерских приборов. Мультимарочные сканеры наиболее востребованы в российских условиях, где присутствует достаточно пестрый состав автопарка как по маркам, так и по годам выпуска. Нами предлагаются мультимарочные сканеры стоимостью от 200 до 3000 долл. - поэтому каждая станция может подобрать прибор, максимально соответствующий ее потребностям и доступный по цене.

Среди мультимарочных сканеров условно можно выделить широкоуниверсальные (X-431, Ultrascan P1) и специализированные по рынку, региону или протоколам диагностики - представлены такими моделями как G-Scan и Carman Scan Lite (специализация на рынках Японии и Кореи, особенно на марках Hyundai и Kia), Сканматик 2 (автомобили ВАЗ-ГАЗ, автомобили с поддержкой протоколов OBD-II, часть азиатских марок).

[Сканер Carman Scan VG]

2. ИСПОЛНЕНИЕ СКАНЕРА - либо в виде автономного аппаратного прибора, либо в виде программно-аппаратного комплекса для ПК (адаптера и ПО).

Аппаратные сканеры выполнены в виде автономного прибора, который при помощи специальных кабелей или посредством беспроводной связи через специальный адаптер подключается к диагностической колодке автомобиля и обменивается информацией с электронным блоком управления автомобилем. Примерами такого типа сканеров являются Ultrascan P1, Х-431, G-Scan, Carman Scan Lite и другие. Некоторые аппаратные сканеры могут и подключаться к ПК.

Программные сканеры выполняют те же функции, но выполнены в виде программы для ПК, при этом ПК соединяется с автомобилем при помощи специальных адаптеров и кабелей (или средств беспроводной связи). Примерами программных сканеров являются BOSCH KTS, Trican и пр. Программные сканеры удобнее с точки зрения интерфейса (большой экран, привычная работа в интуитивно понятной windows-среде, возможность параллельного использования информационных баз данных, широкие возможности сохранения диагностической информации и учета клиентов и пр.), но менее мобильны (для мобильного использования требуется наличие ноутбука).

Существует мнение, что сканеры на базе ПК должны стоить дешевле, чем автономные приборы. Учитывая, что цена сканера на рынке совсем не определяется его материальной себестоимостью, это мнение является неправильным.

В последнее время набирает обоснованную популярность новый класс оборудования, объединяющий в себе плюсы аппаратных сканеров и сканеров на базе ПК - его особенностью является то, что комплект поставки представляет собой адаптер, подключающийся к диагностической колодке автомобиля с поддержкой беспроводной передачи данных (как правило, Bluetooth, реже WiFi) и программного обеспечения, способного работать на любых портативных устройствах (планшетах, смартфонах) в среде Android иои iOS. Наиболее популярным из таких вариантов сканера является X-431 iDiag.

3. УДОБСТВО РАБОТЫ. Для аппаратных сканеров - это размер экрана, как прибор "лежит в руке". Общие параметры - удобство управления сканером, наличие в комплекте всех необходимых переходников для подключения к диагностическим колодкам, возможность просмотра параметров в графическом виде и пр.

4. ЯЗЫК ИНТЕРФЕЙСА. Понятно, что большинству хочется общаться с приборами на родном (русском) языке. И большинство приборов сейчас предоставляют такую возможность (правда далеко не везде качество перевода на уровне). Однако, несмотря на это, мы рекомендуем даже при наличии русскоязычных версий использовать англоязычные версии программ - это позволит избежать проблем связанных с неточностью перевода, а также максимально избежать нестыковки с технической документацией. Помочь справится в такой ситуации могут специализированные электронные и бумажные автомобильные словари. К сожалению, технических электронных переводчиков, дающих приемлемый результат, на сегодняшний день не существует.

5. ВОЗМОЖНОСТИ ОБНОВЛЕНИЙ. При выборе сканера имеет смысл учитывать стоимость, периодичность выхода, а также саму процедуру обновлений. У программных сканеров на базе ПК, как правило, обновления заключаются только в замене программного обеспечения (например, такая процедура у сканера Trican). Аппаратные сканеры обновляются либо непосредственно у клиента при помощи ПК и сети ИНТЕРНЕТ (такая процедура у сканеров Ultrascan P1, Х-431, G-Scan, Carman Scan Lite и др.), либо через замену программных картриджей (самая неудобная форма обновлений, так как, как правило, их необходимо отправлять для обновления поставщику).

6. ТРЕБОВАНИЯ К ПК (только для программных сканеров). Уточните, какие требования к операционной системе, объему жесткого диска, процессору и каким образом адаптер сканера подключается к ПК (USB, СОМ (RS-232), LPT, Ethernet (LAN) порты, беспроводная связь WiFi (WLAN), Bluetooth (BT)).

7. ЦЕНА. Рассматривая мультимарочные сканеры, по цене сейчас можно выделить три группы приборов:

- мультимарочные сканеры на базе стандартного K-L-Line адаптера - например, аналог известного СКАН-ПК. Эти сканеры стоят от 50 до 150 долл. в зависимости от комплектации и пр. В "самой полной" комплектации эти сканеры позволяют полноценно работать с ВАЗ и ГАЗ (примерно до 2005 г.), группой VAG (VW, Audi, Seat, Skoda, все авто и все электронные системы до 2002 г. включительно, часть авто и часть систем на автомобилях 2003-2005 гг.), Daewoo Nexia и Espero (примерно до 2005 г.), а также с автомобилями, поддерживающими протокол OBD-II (разновидность ISO-9141). Также существует существенно более скромное по функциям программное обеспечение для Mercedes, BMW, Opel и пр. (очень ограниченное количество моделей и электронных систем).

- мультимарочные сканеры со средним и специализированным покрытием, например известный сканер Сканматик 2 - эти сканеры стоят в районе от 380 до 500 долл. и включают в себя все функции K-L-Line адаптеров, а кроме этого позволяют диагностировать электронные системы на большом количестве автомобилей. Однако для достижения максимального покрытия этого комплекта недостаточно.

- мультимарочные сканеры с максимальным покрытием - например, аппаратные сканеры Ultrascan P1, X-431, G-Scan и Carman Scan Lite. Цены на такие сканеры составляют от 1500 до 3000 долл. При этом если сканеры Ultrascan P1 и Х-431 имеют примерно ровное покрытие по регионам, то сканер Carman Scan однозначно специализируется на Корее и Японии (проигрывая при этом по Европе).

Выбор необходимо сделать Вам, исходя из своих потребностей (по диагностированию конкретных марок автомобилей) и возможностей (бюджета покупки).

РЕЗЮМЕ. Наши общие рекомендации по подбору сканеров, исходя из текущего предложения на рынке, выглядят так:

- если Вам нужен сканер для своего собственного автомобиля - выбирайте сканер в ценовом диапазоне до 5-15 тыс. руб.

- если Вам нужен сканер для широкого круга марок по Европе или Европе и Азии без встроенного осциллографа - выбирайте Х-431 или G-Scan.

- если Вам нужен сканер для широкого круга марок по Европе, Азии, Америки со встроенным осциллографом - выбирайте Ultrascan P1.

- если Вам нужен сканер для широкого круга марок только по Азии (Япония и Корея) - выбирайте G-Scan.

02.03.2018
МЕНЕДЖЕРЫ

Тел. офис  
+7 900 3210900

+7 927 4672722 
mail@avangardshop.ru